Предисловие

 

    На всех неисторических факультетах вузов России в обязательном порядке в наше время читается небольшой курс истории Отечества. Существует ГОС (государственный образовательный стандарт), точно описывающий, какие вопросы должны разбираться на этих занятиях. По некоторым признакам можно прийти к выводу, что объём лекций в таком курсе должен составлять примерно 40 академических часов. Зная по опыту, что хорошо прочитанная лекция (то есть когда диктовка прерывается устными импровизационными разъяснениями преподавателя) в 1 академический час (40 мин) составляет примерно 1800 – 2000 знаков конспекта (один оборот листа формата А4, напечатанного 14 шрифтом через 1,5 интервала с полями 3 см), можно определить общий объём конспекта. Обычно лекция длится 4 академических часа. В ГОСе по истории содержится 75 вопросов. Мне показалось интересным написать конспект лекций абсолютно точно следуя за ГОСом – 10 лекций с 75 подзаголовками ГОСа, то есть АБСОЛЮТНО ТОЧНО выполнить требования ГОСа, чего обычно не делается. Разбор многих вопросов оказался чересчур кратким, многие вопросы оказались удивительно неудачно сформулированными. Пришлось неравным образом распределить все 75 вопросов по 10 лекциям и дать собственные заголовки лекциям, ориентируясь на их смысл и собственную интуицию. То есть ответственность за качество конспекта несём на равных и я, и авторы ГОСа. Понятно, что конспект содержит массу недоработок (на то он и конспект!) и я буду ещё бесконечно исправлять его. Обычно рукописная правка в конспект вносится уже на самих лекционных занятиях, когда резко выявляются стилистические и риторические неточности диктуемого текста. От семестра к семестру накапливается протест против исчерканного во многих местах конспекта, становится ясно, что неточностей и неясностей выявляется всё больше и больше. В конце концов обычно года через два или три конспект пишется заново. Самое главное: такой конспект по ГОСу – наиболее точное (а точности так не хватает исторической науке!) выполнение требований официально действующего стандарта, касающегося преподавания истории в 99 % вузов России. В конце концов, не полные же идиоты писали эти ГОСы, какой - то смысл должен улавливаться в этих 75 подзаголовках. Если у кого - то будут замечания или даже сокрушительная критика сего опуса, то буду рад поспорить, победить критику неудачную или отступить под натиском критики разумной.     



История Отечества: Конспект в 10 - и лекциях: По государственному образовательному стандарту для неисторических специальностей вузов

 

Лекция 1. Введение в историю


1.    Сущность, формы, функции исторического знания. Знание – это точное отражение реальности в сознании человека. Суть исторического знания – точное отражение прошлого человечества в сознании человека. Прошлое – такая же реальность, как и настоящее. Однако, прошлое – реальность очень специфическая. Между сознанием и прошлым стоят свидетельства – некие посредники, с помощью которых только и можно реально воспринимать прошлое. Поэтому чтобы получить точное историческое знание неизбежно приходится упорядочивать эти свидетельства. Чем упорядоченнее свидетельства о прошлом, тем ближе к точному знанию о прошлом. Мало упорядоченные свидетельства тоже дают исторические знания, но знания эти несовершенны. Несовершенство исторических знаний не делает их заблуждением, а делает их только мифом. Так рождается первая форма исторического знания – мифология. Осознание проблемы упорядочивания свидетельств ведёт к появлению второй формы исторического знания – современному типу исторического исследования – источниковедению. Человек – существо общественное. Знание неизбежно также получается у него общественным, то есть выполняет определённые социальные функции. Как и любое знание о человеке историческое знание – это самосознание, то есть одна из важнейших сторон воспитания. Такова первая функция исторического знания. Вторая функция истории – оправдание настоящего, по сути – самовосхваление, самоутверждение незрелой личности. Функция эта заведомо ущербна с точки зрения точного отражения реальности.

2.    Методы и источники изучения истории. Точное отражение реальности возможно только в результате особых процедур осознавания, свойственных сознанию – научных методов. Специфика изучения прошлого требует применения реконструктивного метода с помощью свидетельств – источников, которые бывают первичными и вторичными. Реконструкцией с помощью первичных источников занимается раздел исторической науки под названием источниковедение, с помощью вторичных – историография. Историческое знание – знание не просто о прошлом, но о прошлом человека. Поэтому вторым специфическим методом истории будет биографический метод. Реконструкцией типического человека определённой эпохи занимается такой раздел как просопография, конкретного человека – биография. Реконструкция – только частный случай моделирования, научным воплощением которого является наука математика. Элементарная математика даёт науке истории методы типологии (анализа, разделения явлений и событий на типы - временные, пространственные и социальные), терминологизации (определения используемых понятий через другие понятия), сравнения (определения сходства и различия двух исторических явлений или событий) и причинности (определения предыдущего наиболее тесно связанного с данным событием или явлением исторического явления или события). Высшая математика – статистический метод, основанный на количественном описании массовых явлений.  

Таким образом, история восстанавливает жизнь конкретного или типичного человека прошлого путём моделирования.

3.    Понятие и классификация исторического источника. Исторический источник – свидетельство о человеческом прошлом. Виды исторических источников: - по близости к прошлому – первичные (например, подлинные документы), вторичные (историография, то есть труды предыдущих историков), - по использованию языка – текстовые (например, надписи на камне), вещественные (археологические находки), - по точности – достоверные (мало поддающиеся исправлению), малодостоверные (нуждающиеся в критическом подходе и поддающиеся исправлению), - по свежести – введённые в научный оборот (опубликованные), не введённые в научный оборот (неопубликованные). Публикация источников – важный жанр исторического исследования. Наиболее важны для науки первичные текстовые достоверные неопубликованные источники.

4.    Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Научное изучение истории России начинается в 18 в. с труда В. Н. Татищева, составившего с использованием русских летописей историю России до Смуты. Этот же материал стал темой большого труда русского придворного историка начала 19 в. Н. М. Карамзина. Профессор С. М. Соловьёв в середине 19 в. довёл свой подробный популярно написанный труд с использованием многих неопубликованных архивных источников уже до конца 18 в. Профессор В. О. Ключевский в начале 20 в. свой подробный учебный курс истории России с вниманием к экономическим процессам довёл до современности. Прочие важные историки России: С. Ф. Платонов, Е. В. Тарле, Г. В. Вернадский.

5.    Методология и теория исторической науки. События и явления человеческого прошлого составляют исторический процесс. Проблемой философии истории является вопрос о смысле исторического процесса и прогрессе человека в ходе этого процесса. Наличие смысла истории требует установления законов человеческого развития. Античные теории исторического процесса (Аристотель, Полибий) постулировали отсутствие исторического прогресса и цикличность развития общества. Сильное влияние природной среды на историю постулировал Ш. Монтескье, что созвучно с современными историко – экологическими исследованиями. Особняком стоит теория Ж. - Ж. Руссо, не признающая морального прогресса общества. Наиболее серьёзной попыткой нахождения смысла истории является социология К. Маркса, опирающаяся на представление о  поступательном прогрессе средств производства, как смысле истории, определяющем все прочие исторические события и явления, включая структуру общества, идеологические и политические «надстройки» над экономическим «базисом» общества. Развитие общества по этой теории идёт в ходе борьбы антагонистических классов, приводящей к социальным революциям. Влиятельна и обновлённая циклическая теория Ф. Ницше, подчёркивающая господство тёмных инстинктов в историческом процессе. Современные теории исторического процесса, опираясь на очевидный технический прогресс стран Запада 18 – 20 вв. в основном признают исторический прогресс, но катастрофический характер развития общества, в отличии от теории К. Маркса, не признаётся неизбежным.

Лекция 2. Древняя Русь до татаро - монгольского нашествия

1. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Древняя Русь поддерживала тесные связи с Византийской империей – сначала воевала с ней и торговала, а потом переняла византийскую религию, христианство. Это повысило авторитет государства в Европе. Впоследствии Русь была завоёвана империей степных кочевников – монголов, власть которых распространялась на гигантские евразийские территории. С 18 в. Россия стремилась перенять у Западной Европы всё, что могло помочь развитию страны. Россия стала мировой державой. 

2. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Влияние древнегреческой и древнеримской цивилизации на восточных славян шло через греческие города Северного Причерноморья. В 5 – 6 вв. многие античные города были разгромлены, погибла Западная Римская империя, христианство, ставшее государственной религией, также участвовало в уничтожении многих элементов античного наследия. Только Византийская империя сохранила остатки античной просвещённости.

3. Проблема этногенеза восточных славян. Во 2 тыс. до н. э. индоевропейские племена выделились из общего массива народов своим языком, сформировавшимся в средней полосе Восточной Европы. Во 2 в. до н. э. (по данным археологии) - 6 в. (по письменным источникам) славяне стали отдельным индоевропейским народом. Формирование Древнерусского государства в 9 в. и его тесные контакты с Византией (войны, торговля, заимствование религии) привели к выделению восточных славян из общеславянской общности.

4. Основные этапы становления государственности [Руси]. Объединение славянских племён полян, кривичей, древлян, вятичей и других в единое государство произошло в 9 в. под властью Рюриковичей - княжеской династии варяжского происхождения. Завоевания князей Олега и Святослава значительно расширили территорию Руси. К середине 11 в. при Ярославе Мудром Русь достигла вершины своего развития. Вскоре единое государство распалось на отдельные княжества во главе с отдельными князьями - Рюриковичами.  

5. Древняя Русь и кочевники. В пограничных с Русью степях Восточной Европы кочевали воинственные тюркоязычные племена, стремившиеся завоевать и грабить Русь – авары до 8 в., хазары до 10 в., печенеги до 11 в., половцы до 13 в., татаро - монголы до 16 в. Военное противостояние с кочевниками мешало социально – экономическому и политическому развитию страны и привело к длительному периоду татаро – моногольского ига в 13 – 15 вв. Вплоть до 18 – 19 вв. продолжалась борьба с набегами кочевников.  

6. Византийско-древнерусские связи. Первоначально в 9 10 вв. русские князья воевали с Византией с целью грабежа и получения дани. Уже в 10 в. благодаря этим походам установились торговые связи Руси с империей, к концу этого века переросшие в династические связи и сильное религиозное и культурное (литература, музыка и изобразительное искусство (архитектура и иконопись)) влияние Византии на Русь. Вплоть до 15 в. главу русской церкви из греков назначал константинопольский патриарх.  

7. Особенности социального строя Древней Руси. Во главе Древнерусского государства стоял великий князь из Рюриковичей. Сыновья, братья и дядья князя могли управлять зависимыми от великого князя окраинными княжествами. Впоследствии эти вассальные княжества стали независимыми государями. При князьях была дружина – наёмное войско. Наиболее знатные дружинники (бояре) управляли отдельными частями государства и заседали в совете при князе (боярская дума). Знать владела большими вотчинами с управителями (тиунами), зависимыми людьми (смердами) и рабами (холопами). Были на Руси и торгово – ремесленные города с собственным самоуправлением – вече. Владела большими подаренными князьями землями и церковь во главе с митрополитом и епископами, включая и монастыри.     

8. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Древнерусское государство возникло как объединение части славян во главе с князем – варягом и его дружиной. Очень быстро варяжская верхушка государства полностью ославянилась. В русском языке от варягов остались только слово «князь» (герм. – кёниг, конунг, то есть король) и имена Ольга, Олег («святой») и Игорь («молодой воин»). Большое значение для формирования древнерусской культуры имело принятие христианства из Византии. Это принесло в страну письменность, литературу и искусство византийских традиций, а также повысило международный авторитет государства, но провело резкую границу между Русью и католической Польшей, что усилило напряжённость в отношениях с ней.

9.Принятие христианства. Древнерусское государство формировалось в эпоху частых войн с богатой Византией за добычу. Византийское христианство в этот период воспринималось властью Руси как идеология враждебного государства. Однако, уже вдова князя Игоря и мать Святослава Ольга приняла христианство. Её внук князь Владимир после безуспешной попытки усилить официальное славянское язычество в 988 г. принял в качестве единственной религии Руси византийское христианство, как религию наиболее сильной и культурной из ближайших к Руси стран.

10.   Распространение ислама. Ислам распространялся на север от Кавказа с 8 в. вдоль побережья Каспийского моря и по Волге. Значительным исламским государством стала тюркоязычная Волжская Булгария в среднем течении Волги. В 9 в. Хазария в нижнем течении Волги, перешедшая в иудаизм, приостановила исламизацию этого региона. Уже после крушения Хазарии и монгольского завоевания, в начале 14 в. Золотая Орда, господствовавшая в степной полосе, приняла ислам, хотя Руси его не стала навязывать.

11. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Древнерусское государство Рюриковичей создавалось как инструмент эффективных грабительских походов на богатую Византию. Со временем Византия путём натравливания на Русь степных кочевников, усиления своего флота, религиозного и культурного сближения с Русью сумела прекратить эти походы. Это привело к распаду единства Руси на отдельные монархии Рюриковичей и торговые республики на севере Руси. Между этими княжествами шла непрерывная война.

Конструктор сайтов - uCoz